Среда, 22.01.2025, 22:26


        Корсар

Главная | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: FlareN  
КМБ-2
FlareNДата: Суббота, 20.12.2008, 12:27 | Сообщение # 1
ЕЕ Клана ^^
Группа: Смотряший за сайтом.
Сообщений: 583
Репутация: 30
Статус: Offline
Поведение сапортов.


Доброго времени суток. Очень многие игроки не умеют играть классами поддержки (сапортами), воспринимают их как второстепенных персонажей. Чтобы исправить положение я решил написать эту статью.
Сразу скажу, что это не гайд по всем сапорт-классам сразу, а описание того, как вести себя сапорту. Пишу не только для тех, кто играет сапортами, но и для тех, у кого они вторые окна, а также для всех тех, кто хочет понимать, чего ждать от союзников и врагов-сапортов.
Постараюсь объяснить всё: от элементарных понятий до секретных техник ниндзя (настолько секретных, что даже сами ниндзя о них не знают). При этом я не буду подробно описывать каждый класс и каждый скилл; желающие могут почитать это в шестом выпуске Аден Телеграф и в базах данных. Соответственно, новичкам читать ликбез, а опытным игрокам - секретные тактики.
В основном буду иметь в виду классы Overlord, Warcryer, Prophet, Shillen Elder, Elven Elder, Bishop, Blade Dancer, Swordsinger, но многие другие классы тоже имеют сапорт-скилы, например бафы самонеров, Blazing Skin у сорков и т.д.

Самое главное, что нужно понимать: сапорт - в первую очередь, помощник другим классам, поэтому все усилия прикладываем в этом направлении, а не в нанесении урона.
Второе, что нужно понимать: сапорт - не менее ценный персонаж, чем ДД (Damage Dealer, наноситель урона). Очень многие понимают, что 9 ДД гораздо менее боеспособны, чем 8 ДД + 1 сапорт. А опытные игроки знают, что оптимальное соотношение - 3-4 ДД + 5-6 сапортов. Поэтому в масс-пвп опытные ДД стараются в первую очередь уничтожать именно сапортов, особенно хилеров.

Баф. Раздел для Overlord, Warcryer, Prophet, Shillen Elder, Elven Elder и в меньшей степени других классов.
Итак, что такое "баф". Баф (buff) - это заклинание, которое накладывается на персонажа и повышает его боевые характеристики. Правильный баф поднимает силу персонажа в несколько раз. Эти бафы "висят" в качестве картинок на специальной панельке (обычно около имени персонажа в верхнем левом углу). На панельке бафов максимум 24 места, это немного, их следует экономить. Тем более что ту же панельку занимают и дебафы, и некоторые другие скилы типа Greater Heal.

Кому что бафать. Приблизительный баф в порядке важности:
Боевые маги: Empower, Acumen, Berserker Spirit, Wild Magic, Prophecy of Water (Magnus' Chant), 3 Dance (Concentration, Mystic, Siren), Song of Renewal, Gift of Seraphim, Clarity, Wind Walk, Shield, Greater Shield, Concentration, Bless the Body, Magic Barrier, Bless the Soul.
Баферы и хилеры: Acumen, Berserker Spirit, Magnus' Chant (Prophecy of Water), Dance of Concentration , Song of Renewal, Gift of Seraphim, Wind Walk , Clarity, Dance of Mystic, Empower, Shield, Greater Shield, Concentration, Bless the Body, Magic Barrier, Bless the Soul.
Лучники: Might, Greater Might, Focus, Death Whisper, Haste, Guidance, Song of Hunter, 3 Dance (Warrior, Fire, Fury), Prophecy of Wind, Berserker Spirit, Wind Walk, Blessing of Queen, Shield, Bless the Body, Magic Barrier.
Воины ближнего боя: тоже, что и лучникам, но добавляется Vampiric Rage и Dance of Vampire, всем, кроме дагерщиков, кидаем Prophecy of Fire.
Танки: Shield, Greater Shield, Magic Barrier, Bless Shield, Advanced Block, Prophecy of Fire
Не стоит забывать, что такое деление на магов, лучников, танков и т.д. довольно условно. Например, варк и ШК - не только бафер и танк, но и боевые маги, поэтому кидаем Empower.

Общие рекомендации:
Почти любой бой выигрывается от нападения, а не от защиты. Т.е. для победы важнее поднимать атакующие способности союзников, чем защитные. Исключение составляют танки, чья роль состоит в том, чтобы притянуть огонь на себя. ДД кидаем в первую очередь атакующие бафы. Воинам-ДД кидаем Greater Might, остальным - Greater Shield.
Когда у группы упали бафы, она особенно уязвима. Стараемся такой ситуации не допускать: обновляем бафы до того, как они упали. Для этого удобно в первую очередь бафнуть себя, с тем чтобы видеть, сколько времени осталось до ребафа. Это относится ко всем, кроме Blade Dancer и Swordsinger - обновлять сонги/дансы нужно только когда они полностью упадут.

Не бафаем лишнее. Причина проста: экономим слоты. Пример: маг, ПП и ШЕ. Баферы бафнули магу эмп, ВМ, акум, берс, блессы, все щиты (т.е. правильный баф). После этого подумали и решили выпендриться: набафали на все оставшиеся слоты вамп, хаст, гайденс, все резисты, кисс оф ива и т.д. После этого начинается кач, мобы кидают магу 2 дебафа, маг пьет ГХП, после этого получает от моба слип (или стан). В итоге первые 4 бафа вытеснены, и маг остается без самых важных бафов. Ситуация, конечно, выдуманная, но я с подобной встречался. Естественно, если в пати БД или СВС, то оставляйте еще и слоты для танцев/песен.
Если в пати больше одного бафера, то каждый бафает те бафы, которые у него сильнее. Например и у ПП и у ЕЕ есть Bless Shield, но у ЕЕ он круче, поэтому его должен бафать ЕЕ.
Если во время кача кончились мана и баф, и группа решила сидеть, то, естественно, бафать надо начинать, только когда мана восстановилась почти полностью. Но Блессы надо кинуть с самого начала, а потом при общем бафе обновить. Если их не бафнуть сначала, то маны перед началом кача будет существенно меньше.
При прочих равных условиях бафает и лечит тот бафер, мана которого менее ценна. Например, в группе магов есть ШЕ 78 лвл человек (т.е. не второе окно) и ПП 60 лвл вторым окном. ШЕ постоянно льет ману магам, а ПП сидит где-нибудь. Когда закончится манна, и группа пойдет сидеть, ШЕ должен сидеть и восстанавливать свою ману (мана ШЕ более ценна), а ПП должен лечить некров, которые делают БтМ, и бафать тоже должен он (естественно, если маны хватит на всю группу).
Если БД проводит группу под тихим ходом, то не тратим ману на баф, только кидаем всей группе Wind Walk.
Ну и естественно, люди с бОльшим уровнем и лучше одетые ману используют эффективнее. Поэтому маназалив и бафы в первую очередь им.

В масс-ПвП:
Бафаем тех, кому кинули Cancel, и тех, у кого бафы упали из-за смерти. При этом никаких мыслей о фулбафе - несколько самых важных бафов. Магам - эмп, ВМ, акум, професи ЕЕ. Воинам - хаст, гайденс, физ криты, професи ШЕ или ПП. Воинам ближнего боя - еще ВВ.
Про Berserker Spirit: некоторые ДД считают его необходимым в ПвП, некоторые считают, что он наоборот вредит. Спрашиваем, чего хочет каждый конкретный человек. Танкам в ПвП не кидаем его никогда, хилерам кидаем всегда.
Если противники - стихийные маги, то перебиваем их Surrender соответствующими Resist'ами - после успешного наложения сурендера противник и не подумает накладывать его вновь и будет долбать через резист.
Отдельно про баф Blessing of Noblesse: не обязательно бафер должен накладывать его на реснутых персов, а просто любой человек, у которого есть свободная секунда. Пример: в пати ШЕ 78, БД 60+ и несколько магов 75+. Маги заняты убийством врагов, ШЕ активно лечит, воскрешает и бафает их, а БД после наложения танцев все равно серьезного урона врагам не нанесёт, поэтому именно он должен кидать нобеля.
В идеале эффект от баферов такой: ДД попал под ассист, за то время пока его убивают хилеры успели восстановить 1к-5к жизни, умер, реснули, встал, за секунду, пока берет таргет, получил 1-2 важнейших бафа, удар, еще 1-2 бафа, удар и т.д.

Секретная техника:
Есть существенный момент, о котором задумываются очень немногие игроки, даже среди опытных. Это порядок, в котором бафать. Сразу скажу, что порядок не важен в том смысле, что от изменения порядка бафов эффект не меняется.
В случае, когда дается полный баф, есть опастность, что дебафы, которые накладывают противники, вытеснят первые несколько бафов. Чтобы минимизировать потери, нужно первыми накладывать наименее ценные бафы типа Mental Shield, Bless the Soul.
Противоположная ситуация бывает когда нужно быстро кого-нибудь забафать. Например, если на союзника без бафа неожиданно нападает монстр или в пвп союзник после смерти без бафа. Тогда наоборот бафаем сразу самые важные бафы - время ценнее.
Третий пункт связан с Overlord и Warcryer - их баф распостраняется сразу на много человек (группу или клан). Бывают ситуации, когда их бафы нужны не всем, например, когда в группе (клане) присутствуют и воины, и маги. Если давать баф и тем, и тем, то наверняка будет нехватка слотов. Есть 2 пути решения проблемы:
Первый путь: делаем так, чтобы баф получали не все. Для этого воины с овером отходят от остальных, овер дает баф на воина, после чего идет ко второй части клана и дает баф на мага.
Второй путь применим, если в группе есть еще один бафер, например ПП. Овер дает баф на воина, ПОСЛЕ чего ПП бафает магов (возможно, вытесняя ненужные магам бафы).

Песни и пляски. Раздел для BladeDancer и SwordSinger.
СВС и БД это воины поддержки, они умеют накладывать на группу песни/танцы (Song/Dance). Это практически те же самые бафы, только держаться не 20 минут, а всего 2. Существенное отличие состоит в том, что стоимость наложения каждого следующего сонга/данса сильно растет в зависимости от уже существующего количества. Поэтому БД (или свс) может поддерживать не более 4-5 танцев, иначе у него не будет хватать маны. Из этого следует, что нужно танцевать (петь) только необходимый минимум дансов (сонгов), а обновлять - только когда они все полностью упадут.

Что танцевать: В основном танцы поднимают атаку, поэтому выбираем их в зависимости от группы.
Для магов: Dance of Mystic, Dance of Concentration, Dance of Siren
Для воинов: Dance of Warrior, Dance of Fury, Dance of Fire, Dance of Vampire (для лучников не нужно)
В случае смешанной пати:
Когда в группе маги и воины: Dance of Mystic, Dance of Concentration, Dance of Warrior, Dance of Fury
Когда в группе маги и лучники/дагерщики, то заменяем Warrior на Fire.

Что петь: тут вопрос более сложный, так как песни в основном поднимают защиту и другие характеристики.
Однозначно Song of Hunter тем воинам, которые надеются на криты (лучники и дагерщики). Однозначно от состава группы (маги или воины) выбираются сонги 3 профы. В остальном выбираем сонг в зависимости от ситуации: если противники воины, то Earth, если маги то Warding, если нужно куда-то бежать, то Wind и так далее.
В случае, когда в группе присутствуют и БД и СВС, важным моментом является взаимодействие между ними. Цель состоит в том, чтобы как можно меньший отрезок времени группа оставалась без сонга и данса. Обычно от БД требуется больше танцев, чем от СВСа песен, поэтому, сначала танцует БД, а СРАЗУ ПОСЛЕ этого поет СВС. Основным моментом является сократить до минимума время между дансами и сонгами, а порядок - вопрос спорный. Описанный вариант (Dance-Dance-Dance-Song-Song) является классическим, но иногда его меняют, например Song Reneval-Dance-Dance-Dance-Song.
В ПВП наша задача перед первыми ударами натанцевать/напеть. Если нас бьют и бой уже начался, то танцуем/поем, а уж потом пытаемся спастись, ибо шанс, что нас и так и так убьют, велик, а наша поддержка может стать решающей. Если нас убили и воскресили, то первое что мы делаем - это повторяем нужные бафы, даже если старые еще не сошли (в ПвП мана не так важна как поддержка ДД). После того, как бафы наложены, можем смело пускаться бить врага, размахивая пушкой.

Секретные техники:
Высшим пилотажем для СВСа будет начинать петь первый сонг после того как БД начал танцевать последний данс, но до того как дотанцевал. Таким образом, можно сэкономить ману себе и секунду для группы.
В связи с той же необходимостью быстрого падения всех танцев/песен нужно задуматься о заточке скилов у БД и СВС. Мне кажется, что не стоит, скажем, точить все танцы для магов на +10 на время - будет существенное расхождение во времени падения дансов второй профы и данса третьей профы, что будет сильно бить по мане без СВСа и очень сильно - с СВСом.
Есть два варианта решения проблемы:
Первый и самый простой состоит в том, чтобы точить на стоимость.
Второй состоит в том, чтобы проточить дансы на время на 1-2 и танцевать их в таком порядке, чтобы они падали почти одновременно. Например, можно заточить один данс (ну, скажем, Concentration) на +1 на время, а остальные на стоимость. И танцевать Dance of Concentration-Dance of Mystic-Dance of Siren. Тогда Dance of Concentration будет падать на секунду позже чем Dance of Siren. Либо (имея ввиду взаимодействие с свс) затачивать один-два танца на +2 на время, а еще два на +1 на время. Тогда в связке Dance(+2)-Dance(+1)-Dance(+1)-Song-Song время падения будет составлять 2-3 секунды.

Лечение. Этот раздел посвящен хилерам (Bishop, Elven Elder, Shillen Elder и в меньшей степени другим классам).
Изучаем свой класс, а конкретно, смотрим какими скилами выгоднее всего лечить. Соответственно, бишоп вообще не ставит на панельку простой Heal.
Для хилера самый важный показатель это каст, второй по важности - Матк. Одеваем соответствующий роба сет, берем оружие СА акумен, просим баф на каст. Лечение незначительно зависит от Матк: просим баф на Матк, берем оружие с большим Матк и включаем Blessed Spiritshot.
Место хилера в группе - за спиной остальных, это особенно важно в масс-пвп. Мы - первая цель противников, поэтому прячемся от них.

Секретные техники:
Изучаем (примерно) все остальные классы с тем, чтобы понимать, какой уровень жизни им нужен. Например, дестры любят, когда у них меньше 30% HP. В большинстве случаев поддерживаем именно этот уровень.
Некоторые скилы, не являясь собственно лечебными, восстанавливают (и довольно значительно) HP, например Body of Avatar, Chant of Victory, etc. Используем их как лечебные.
В исключительных случаях в масс-ПвП можно применять тактику камикадзе - выйти вперед и экстренно хилить себя. Биш держится до первого крита, ШЕ и ЕЕ - пару секунд или до первого крита. Дает пару секунд для сопартийцев, но с вероятностью 90% ценой жизни хилера.
На высоких уровнях ПвП проходит быстро, времени на лечение мало. Тренируем интуицию и пытаемся УГАДАТЬ, кого из группы враги начнут бить первым. Начинаем лечить за полсекунды ДО того как у него начнет снижатся HP чтобы сразу отлечить нанесенный урон.

Маназалив. Раздел для Elven Elder и Shillen Elder.
Общие принципы:
Стараемся поддерживать примерно одинаковый уровень маны у всех в группе с тем, чтобы как можно сильнее отдалить момент, когда у кого-то она закончится.
Заливать ману нужно тому, кто больше всего нуждается: в первую очередь сорки и СС, потом некры и СХ, потом лукари и только потом воины.

Секретные техники:
Если кто еще не знает, маназалив сильно зависит от разницы в уровнях. Поэтому не удивляйтесь, если ШЕ 65 лвл льет очень мало или совсем 0 какому-нибудь персу 75+. Примеры как обойти эту проблему:
Пример 1: в группе есть ШЕ 65 лвл, ШЕ 78 лвл, и 2 мага - тоже 65 лвл и 78 лвл. Младший ШЕ должен лить младшему магу, а старший - старшему.
Пример 2: в группе есть ШЕ 65 лвл, ШЕ 71 лвл, и 2 мага 78+. Младший ШЕ должен лить старшему ШЕ, а старший - Магам.
Пример 3: в группе хилер 40+ и несколько некров, СХ и лукарей. Все ДД делают Body to Mind, а хилер их лечит.
Есть возможность активно восстанавливать ману, а не просто ждать. Для этого нужно 2 заливающих героя. Поднимаем им всеми способами casting speed, снижаем потребление маны на скилы (типа Clarity и Arcane Wisdom) и льем ману друг другу. Базовые затраты - 137, базовый залив - 136, но благодаря понижению стоимости получаем прирост маны.

Дебафы. О том, как наложить на врагов что-нибудь нехорошее.
Наравне с возможностью накладывать "хорошие" заклинания на союзников есть возможность накладывать "плохие" заклинания на врагов. Они обычно именуются "дебафы". Отличия:
Во-первых, дебаф - агрессивное действие, поэтому если наложить его на монстра, то он нападет. На других персонажей дебафы накладываются только если они находятся в режиме ПвП (фиолетовый/красный ник либо клановая война).
Во-вторых, дебафы накладываются не всегда, а с некоторой вероятностью (тем больше, чем больше Матк накладывающего).

На каче: Обычно монстры гораздо слабее качающихся на них людей, поэтому многие пренебрегают возможностью дебафать их. И мне кажется, делают это зря. Например, Hex снижает Pdef почти на четверть - БД в пати воинов должен обязательно кидать его мобам если есть свободное время и мана.
В ПвП: в ПвП самое важное - вывести врага из строя. Например, если маг схватил Silence, то он уже не сможет сделать ничего. Аналогично, можно кинуть Root воинам ближнего боя и так далее. (Сюда же относятся скилы Trance, Erase, Cancel, Mana Burn и т.д.)
Соответственно, таких неопасных врагов опытные ДД даже не убивают (или убивают в последнюю очередь). Причина проста: если противника убить, то его могут воскресить и он снова в строю, а если не убить, то он будет безвредно стоять.
Настолько полно вывести противников из строя, конечно, получается не часто, но часто получается наложить дебафы сильно снижающие их возможности.
Общая рекомендация проста: зная какой баф нужен каждому классу, кидаем соответствующие дебафы из арсенала, имеющегося у нашего персонажа. Примеры:
Для магов самый важный показатель - Cast.Spd., так что стараемся убить именно каст и откат (Seal of Suspension и Arcane Disruption).
Для всех воинов ближнего боя важна скорость бега, кидаем дебафы типа Slow.
Всем воинам - Curse: Weakness и Wind Shackle.
Не забываем и о том, чтобы снизить защиту врагов. Например, если среди союзников много воинов, то врагам нужно кидать дебафы типа Hex. Если много магов - Curse Gloom.
Также есть дебафы, которые снижают сразу много параметров (например, Seal of Despair), их используем особенно щедро.
Dance of Medusa довольно специфичный дебаф - он не только не дает противникам двигаться, но и не дает наносить им урон, так что будьте осторожны, не подкладывайте свинью своим союзникам.
Еще один способ насолить врагам состоит в том, чтобы бафать и лечить мобов, которых они бьют. Особенно это эффективно в сложных для врагов ситуациях, например походы на сильных РБ.

Секретные техники:
Есть важная идея, о которой многие даже не догадываются. Идея состоит в том, чтобы бафать противнику такие бафы которые больше навредят, чем помогут. Основной плюс состоит в том, что бафы накладываются всегда, вне зависимости от сопротивления противника к дебафам.
Однако есть и минусы: если начинаешь этим развлекаться на неварах вне города, то противник быстро соображает что к чему, обижается и складывает тебя в ПК. Если делаешь это в городе, то противник еще больше обижается, запоминает ник и складывает в ПК при каждой встрече (да и вообще, это неэтично). Зато, если делать это во время ПвП, то противник не обижается и, обычно, вообще не понимает "кто так криво набафал".
Итак, что имеется ввиду: у всех бафов кроме положительных эффектов есть и отрицательные. Самый простой отрицательный эффект состоит в том что баф занимает слот. Таким образом, если мы хотим навредить противнику, то можно набафать ему много ненужных бафов типа Kiss of Eva в надежде на то, что полезные бафы вытеснятся.
Кроме того, многие бафы вытесняют друг друга, например разные Resist'ы или разные Prophecy. Соответственно, можно попробовать кинуть ненужный противнику резист высокого уровня в надежде вытеснить нужный. (Тут важно знать какой баф чем вытесняется)
У многих Prophecy есть существенный минус: они снижают скорость. Таким образом, если скажем, ЕЕ и лучник сражаются против каких-нибудь воинов, то ЕЕ должен кидать противникам Prophecy of Water: противник потеряет скорость бега, вытеснится Prophecy of Wind или Prophecy of Fire. А то, что он получит (Матк, Мдеф) никак ему в бою не поможет.
У Nobless Blessing также есть минус: он сохраняет не только бафы, но и дебафы. Поэтому если противник полностью выведен из строя (например, Silence на маге), то прежде чем убить, киньте ему нобель. Тогда, даже если его воскресят, он будет небоеспособен.
Зная, что не нужно делать каждому классу, делаем это с противником. Например, если дестр начинает ПвП с HP больше 30%, то наверняка проигрывает. Поэтому, если видим, что вражеский дестр перед ПвП слил HP для френзи (но не использовал френзи), то лечим его.

Чего хочет сапорт. Раздел для всех кто бегает с живыми сапортами (не второе окно).
Не убегайте от сапорта! Он никак не сможет Вам помочь, если вы в погоне за врагом убежали от него. Баф во время бега – дело непростое; когда Вас бафают, остановитесь и подождите. Внимательно следите за союзниками, ждите отстающих.
Следите за маной сапорта - без маны он вам не помощник. Поэтому парики водить и в ПвП ввязываться не стоит.
Не бафайте и не лечите бафера без надобности. Если он сам не делает чего-то, значит, есть причина. Пример: ШЕ в пати магов понемногу бьют, а сам он не лечится. Это значит, что он экономит ману для залива магам. И если какой-нить добрый СС потратит свою ману на излечение ШЕ, то благодарности он не получит.... Исключение, конечно, если бафер лагает или что-нибудь подобное.

Вот и всё что мне хотелось рассказать. Надеюсь, каждый читатель понял насколько трудно и интересно играть сапортом и почерпнул для себя что-то новое.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: